Проверка бизнес-гипотезы осуществляется по определённым правилам и чёткому алгоритму. В качестве средства такой работы предлагается анкета, содержащая в себе основные содержательные моменты деятельности проверки. Она состоит из шести последовательных шагов. Мы дали свои примеры выполнения каждого шага предлагаемого алгоритма. Это сделано для того, чтобы обеспечить понимание пользователям всей логики работы. Но смысл всей работы состоит в том, что пользователь сам должен заполнять анкету материалом из своей практической деятельности – проверять востребованность будущего продукта относительно реальных потребительских ситуаций.
Исходной точкой процесса проверки бизнес-гипотезы является точное описание-наименование идеи продукта, с которым планируют выйти на рынок. Это фиксируется в колонке «Наименование идеи продукта». Необходимо дать чёткое название продукта. Чем конкретнее будет назван продукт, тем эффективнее будет осуществлена проверка его в качестве бизнес-гипотезы.
Следующим шагом будет описание характеристик прототипа продукта. Необходимо перейти от идеи продукта к его реальному прототипу. Это фиксируется в колонке «Характеристики прототипа продукта», которая раздваивается на две подколонки: «функции» и «свойства». Очень важный момент. От него будет очень многое зависеть в дальнейшем. Понимая важность этого шага, мы решили дать культурное определение понятия «прототипа», чтобы не было разночтений. «Прототип» – есть предыдущее состояние вещи в цепочке её изменения, совершенствования и трансформации. Например, оснащение новыми опциями телефона, автомобиля, жилища (умный дом) и т. п. Мы исходим из того, что какой бы продукт мы бы ни придумывали, у него уже есть свой прототип. Его функции и свойства нужно конкретно прописать.
После описания характеристик прототипа продукта, переходим в колонку «Требования к продукту исходя из трудностей потребительской ситуации». Здесь фиксируются определённые пожелания и предпочтения к будущему продукту, которые должны соответствовать реальным параметрам потребительской ситуации. Если прообраз будущего продукта не отвечает этим требованиям, то он никому не будет нужен. В этом случае, вещь не сможет стать продуктом. Помочь пользователю в заполнении этой колонки поможет предыдущий шаг, в котором описан прототип продукта, но который уже не отвечает новым параметрам потребительской ситуации в силу того, что жизнь быстро меняется. В прототипе продукта эти параметры не могли быть заранее учтены. Здесь должен быть зафиксирован разрыв продукта-прототипа с новыми требованиями, которые исходят из трудностей и параметров реальной потребительской ситуации.
После того, как зафиксирован разрыв между прототипом продукта и требованиями к нему со стороны реальной потребительской ситуации, переходим в колонку «Характеристики нового продукта» и приступаем к её заполнению. Казалось бы, мы заново проделываем ту же процедуру, которую делали на втором шаге. Но, на самом деле мы проектируем новые функции и свойства продукта исходя из требований к продукту, которые были заданы на третьем шаге – описании требований со стороны реальной потребительской ситуации. Таким образом, мы устраняем разрыв между прототипом продукта и реальной потребительской ситуацией, совершенствуя продукт. Новый продукт должен будет снять этот разрыв. Новый продукт (его идея) приобретает другие характеристики, которых не было в прототипе продукта. Здесь надо особо подчеркнуть, что функций у продукта может быть много – они часто меняются. А вот свойств у продукта будет мало, так как они базовые и неизменны (список основных свойств продукта: «цена», «вес», «размер», «простота употребления»). И какие бы функции не приобретала новая вещь в качестве кандидата будущего продукта, она не должна по своим свойствам становится хуже предыдущего продукта – его прототипа. Например, пылесос не должен весить больше или стоить дороже предыдущей модели.
Переходим на шаг «Тип качественной оценки нового продукта». Мы должны соотнести функции и свойства нового продукта с параметрами реальной потребительской ситуации. Например, предыдущие модели пылесосов при уборке поднимали пыль. Это было опасно для аллергетиков. Новый пылесос при уборке пыли будет теперь её прибивать. Появилась новая функция: защита от пыли. Но при этом по своим свойствам он не должен быть хуже предыдущего: весить больше и стоить дороже. Продукт не только должен быть полезен и удобен в использовании в конкретной потребительской ситуации, но и быть доступным. Если обнаружится противоречие, то это сигнал к тому, что идея продукта не до конца проработана. Она просто копирует или искажает предыдущий продукт. Мы должны давать оценку новому продукту по схеме «красный»-«зелёный». Красный цвет означает, что новый продукт по своим характеристикам не соответствует потребительской ситуации – это значит, что он не прошёл проверку. Зелёный цвет означает, что по своим характеристикам новый продукт соответствует параметрам потребительской ситуации и проверка подтвердила его востребованность.
После оценки будущего продукта и в случае обнаружения несоответствия его функций и свойств потребительской ситуации, переходим в колонку «Варианты мер по приведению функций и свойств нового продукта в соответствие трудностям реальной потребительской ситуации». На этом шаге устраняются все несоответствия характеристик нового продукта параметрам реальной потребительской ситуации, которые были выявлены на предыдущих шагах. Для обеспечения понимания этой процедуры, мы дали свои примеры «мер» по устранению несоответствий. Вы можете (и даже обязаны!) продумывать и предлагать свои.
Исходной точкой процесса проверки бизнес-гипотезы является точное описание-наименование идеи продукта, с которым планируют выйти на рынок. Это фиксируется в колонке «Наименование идеи продукта». Необходимо дать чёткое название продукта. Чем конкретнее будет назван продукт, тем эффективнее будет осуществлена проверка его в качестве бизнес-гипотезы.
Следующим шагом будет описание характеристик прототипа продукта. Необходимо перейти от идеи продукта к его реальному прототипу. Это фиксируется в колонке «Характеристики прототипа продукта», которая раздваивается на две подколонки: «функции» и «свойства». Очень важный момент. От него будет очень многое зависеть в дальнейшем. Понимая важность этого шага, мы решили дать культурное определение понятия «прототипа», чтобы не было разночтений. «Прототип» – есть предыдущее состояние вещи в цепочке её изменения, совершенствования и трансформации. Например, оснащение новыми опциями телефона, автомобиля, жилища (умный дом) и т. п. Мы исходим из того, что какой бы продукт мы бы ни придумывали, у него уже есть свой прототип. Его функции и свойства нужно конкретно прописать.
После описания характеристик прототипа продукта, переходим в колонку «Требования к продукту исходя из трудностей потребительской ситуации». Здесь фиксируются определённые пожелания и предпочтения к будущему продукту, которые должны соответствовать реальным параметрам потребительской ситуации. Если прообраз будущего продукта не отвечает этим требованиям, то он никому не будет нужен. В этом случае, вещь не сможет стать продуктом. Помочь пользователю в заполнении этой колонки поможет предыдущий шаг, в котором описан прототип продукта, но который уже не отвечает новым параметрам потребительской ситуации в силу того, что жизнь быстро меняется. В прототипе продукта эти параметры не могли быть заранее учтены. Здесь должен быть зафиксирован разрыв продукта-прототипа с новыми требованиями, которые исходят из трудностей и параметров реальной потребительской ситуации.
После того, как зафиксирован разрыв между прототипом продукта и требованиями к нему со стороны реальной потребительской ситуации, переходим в колонку «Характеристики нового продукта» и приступаем к её заполнению. Казалось бы, мы заново проделываем ту же процедуру, которую делали на втором шаге. Но, на самом деле мы проектируем новые функции и свойства продукта исходя из требований к продукту, которые были заданы на третьем шаге – описании требований со стороны реальной потребительской ситуации. Таким образом, мы устраняем разрыв между прототипом продукта и реальной потребительской ситуацией, совершенствуя продукт. Новый продукт должен будет снять этот разрыв. Новый продукт (его идея) приобретает другие характеристики, которых не было в прототипе продукта. Здесь надо особо подчеркнуть, что функций у продукта может быть много – они часто меняются. А вот свойств у продукта будет мало, так как они базовые и неизменны (список основных свойств продукта: «цена», «вес», «размер», «простота употребления»). И какие бы функции не приобретала новая вещь в качестве кандидата будущего продукта, она не должна по своим свойствам становится хуже предыдущего продукта – его прототипа. Например, пылесос не должен весить больше или стоить дороже предыдущей модели.
Переходим на шаг «Тип качественной оценки нового продукта». Мы должны соотнести функции и свойства нового продукта с параметрами реальной потребительской ситуации. Например, предыдущие модели пылесосов при уборке поднимали пыль. Это было опасно для аллергетиков. Новый пылесос при уборке пыли будет теперь её прибивать. Появилась новая функция: защита от пыли. Но при этом по своим свойствам он не должен быть хуже предыдущего: весить больше и стоить дороже. Продукт не только должен быть полезен и удобен в использовании в конкретной потребительской ситуации, но и быть доступным. Если обнаружится противоречие, то это сигнал к тому, что идея продукта не до конца проработана. Она просто копирует или искажает предыдущий продукт. Мы должны давать оценку новому продукту по схеме «красный»-«зелёный». Красный цвет означает, что новый продукт по своим характеристикам не соответствует потребительской ситуации – это значит, что он не прошёл проверку. Зелёный цвет означает, что по своим характеристикам новый продукт соответствует параметрам потребительской ситуации и проверка подтвердила его востребованность.
После оценки будущего продукта и в случае обнаружения несоответствия его функций и свойств потребительской ситуации, переходим в колонку «Варианты мер по приведению функций и свойств нового продукта в соответствие трудностям реальной потребительской ситуации». На этом шаге устраняются все несоответствия характеристик нового продукта параметрам реальной потребительской ситуации, которые были выявлены на предыдущих шагах. Для обеспечения понимания этой процедуры, мы дали свои примеры «мер» по устранению несоответствий. Вы можете (и даже обязаны!) продумывать и предлагать свои.
После заполнения анкеты Вы получите сгенерированный PDF-отчет, который будет отправлен на указанную Вами почту.
Мы не храним и не передаём 3-м лицам вводимую информацию. Ваши данные используется только для работы алгоритма и создания PDF-отчетов.
Содержанием проверки бизнес-гипотезы являются процедуры, показывающие есть ли связи и отношения между свойствами будущего продукта и параметрами реальной потребительской ситуации.
Бизнес-гипотеза есть предположение о том, какими свойствами должен обладать будущий продукт, чтобы быть востребованным на рынке. Ядром бизнес-гипотезы является идея продукта. Следовательно, при проверке бизнес-гипотезы, проверяется не сам продукт, а идея продукта. Проверка бизнес-гипотезы – идеи продукта - всегда предшествует тестированию продукта. Это её предтеча. С проверки всё начинается. Выражается бизнес-гипотеза в форме некоторой идеи продукта.
Любая бизнес-гипотеза, как предположение об устройстве будущего продукта, нуждается в проверке. От бизнес-гипотезы как идеи до полноценного продукта большой путь. В бизнесе бывают случаи, когда уже потрачено много времени, сил и денег на создание продукта, а потом вдруг обнаруживается, что он не имеет потребительской ценности. Чтобы в будущем избегать этих неприятных ситуаций, необходимо осуществлять проверку бизнес-гипотезы – идею продукта.